Детский развивающий клуб АЗБУКА+

г. Рязань, Дашково Песочня

телефон: +7-953-733-09-81

Контактный телефон:

+7-953-733-09-81

 

Пишите нам

мы рады приветствовать, Вас, на нашем сайте!

      

    

Чтение. Не всё так просто?

Главная / полезные статьи / Чтение. Не всё так просто?

                                                    Чтение. Не всё так просто?

                                                                адресовано заботливым родителям дошкольников и младших школьников.

1.что такое чтение?

2.механизм чтения.

3.формирование навыка чтения.

      Каждый заботливый родитель хочет, чтобы его ребёнок был самым успешным и талантливым. успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи,  развития слухо-речевой памяти, сформированности  предпосылки к овладению звуковым анализом, развития таких неречевых функций, как наглядно-образное мышление, начал логического мышления, мелкой моторики и зрительно-моторной координации, пространственного восприятия.

      Очень часто родители хотят научить ребенка читать самостоятельно, для этого родителям необходимо точно знать какие сложные процессы происходят во время процесса чтения, и какие условия должны быть соблюдены. И как самостоятельно можно определить готов ли ребенок к обучению чтению?

 

1. чтение-это сложный процесс, который включает в себя две важных стороны:

техническая и смысловая. При выпадении или недостаточном развитии хотя бы одного процесса чтение нарушается.

 

2.давайте разберемся в механизмах чтения:

техническая сторона и смысловая сторона.

Техническая сторона чтения состоит из:

                       1)зрительного восприятия;

                       2)различения и узнавания букв;

                       3)соотнесение букв с определенным звуком;

                       4)воспроизведение звукопроизносительного образа слова(т.е. прочитывание);

Смысловая сторона чтения состоит из:

                       1)соотнесение звуковой формы слова с его значением(т.е. понимание прочитанного);

                       2)понимание читаемого зависит от восприятия.

3.Ступени формирования навыка чтения:

                      1)овладение звуко-буквенными обозначениями(т.е. соответствие звука - букве);

                      2)послоговое чтение;

                      3)становление синтетических приемов чтения;

                      4)синтетическое чтение(т.е. чтение для понимания).

4.Основные условия успешного овладения чтением:

                        1)сформированность устной речи.

Я имею ввиду, что фонетико-фонематическая стороны речи должна быть сформирована.  произношение звуков должно быть верным, не должно быть искажений и неточностей в произношении звуков русского языка.

        т.е., если ваш ребёнок произносит вместо звука "Р" звук "Л", то как он будет читать? так и читают эти дети. вместо "рак"-"Лак"! получается слово с совершенно иным смыслом. а если такой ребёнок читает не отдельное слово, а фразу или предложение, то понять ему смысл прочитанного очень трудно.  теряется нетолько смысл, но и интерес в целом к процессу чтения, и это печальней всего.

                    2)должен быть сформирован фонематический слух(см.статью:"фонематический слух"azbuka-62/statiy-fonematicheskiy)

                    3)должны быть сформированы процессы звукового анализа и синтеза.

      звуковой анализ- это определение звукового состава слова, т.е. из каких звуков состоит слово.

например: слово "МАК" состоит из 3 звуков: М, А, К.

       звуковой синтез- это составление слова из определенных звуков.

например: Д,О, М - "ДОМ".

    Ну вот, это кратко о том , что всё не так просто при обучении чтению. в следующей статье я расскажу как понять и проверить самим готов ли Ваш ребёнок к обучению чтению.

         автор:Юдина Татьяна Александровна, учитель-дефектолог, логопед.