Детский развивающий клуб АЗБУКА+

г. Рязань, Дашково Песочня

телефон: +7-953-733-09-81

Контактный телефон:

+7-953-733-09-81

 

Пишите нам

мы рады приветствовать, Вас, на нашем сайте!

      

    

Развитие речи. игры и упражнения.

Главная / игры для развития детей / Развитие речи. игры и упражнения.

                                          развитие речи и словесно-логического мышления.

                    игры и упражнения для дошкольников и младших школьников.

1.подбери по смыслу.

Цель: развитие словесно-логического мышления, развитие речи. К каждому слову(картинке) ты должен подобрать подходящее по смыслу. Затем составь предложение с этими словами.

Например: платье - девочка(женщина, мама, тётя, бабушка, кукла). Мама купила красивое платье.

Гвоздь-_______________               плита-_______________                  

Машина-_____________                стол-__________________

Клей-_________________              полка-_________________

Дерево-_______________             банка-_________________

Лифт-_________________            удочка-________________

Весы-_________________             ножницы-______________

Поезд-________________             вешалка-_______________

Карандаш-_____________            иголка-_________________

Лопата-_______________             очки-___________________ 

2.четвертый лишний.

Цель: развитие речи и словесно-логического мышления. обучение классификации предметов и исключению лишнего, увеличение словарного запаса.

1 вариант (с картинками).

Для игры надо приготовить картинки. 3 картинки объединены общим признаком (цвет, начинаются на одну букву, и т.п.) или относятся к одной группе предметов.

Посмотри на картинки. Какая лишняя и почему?

сканирование0004сканирование0006сканирование0001сканирование0007

(здесь лишняя-телефон, т.к. остальные картинки начинаются с буквы "Л", а телефон с буквы "Т".)

2 вариант( для детей с 6 лет)

Послушай слова и скажи, какое слово лишнее и почему?

Зима, весна, август, осень.

Кукла, машина, шоколад, мячик.

Молоток, удочка, пила, отвертка.

Бабочка, волк, жук, паук.

Ворона, синица, лиса, сорока.

Воробей, сова, трясогузка, курица.

Хлеб, сыр, кекс, булка.

Чай. Молоко, сок, сметана.

Конфета, торт, сок, шоколад.

Какао, чай, кисель, суп.

И т.д.

3.классификация предметов по группам.

Цель: развитие словесно-логического мышления, речи, умение объединять предметы в группы.

Называем ребенку предметы, а он называет группу.

Например: Волк, лиса, заяц, медведь, барсук, ёж, сурок, крот- это………(дикие животные, звери, лесные животные)

Корова, лошадь, коза, свинья, овца, осёл, баран, кошка, собака, хомяк-это……

Футбол, хоккей, теннис, шахматы, лапта, баскетбол, -это…….

Торт, кекс, булка, плюшка-это……….

Конфета, леденец, карамелька, мармелад, шоколад-это……… .

Морковь, картофель, свекла, лук, кабачок, баклажан, перец-это…….

Тюльпан, мак, ромашка, колокольчик, лилия, роза-это……..

И т.д.

4.кто больше знает предметов из группы……?

Назови как можно больше предметов из группы:

1.домашние животные.

2.профессии.

3.дикие животные.

4.зимующие птицы.

5.перелетные птицы.

6.мебель.

7.одежда.

8.обувь

9.головные уборы.

И т.д. все группы предметов.

5.расскажи инопланетянину.

цель:развитие речи, активизация словаря, развитие словесно-логического мышления.

Представь себе, что к нам пришел инопланетянин, он не знает наши обычаи, не знает, какие есть у нас предметы и как их можно использовать. для чего они, не знает ничего! Постарайся ему объяснить, что обозначает это слово.

Далее предлагаем ребенку слова: гвоздь, стол, телефон, книга, звонок, зонтик, мех, машина, велосипед, шляпа, ботинки, шкура, письмо, прищепка, враг, друг, герой, трус, газета, журнал и т.д.

Помогаем ребенку наводящими вопросами.

6. придумай, как можно использовать предмет?

Надо найти как можно больше вариантов использования какого-нибудь предмета.

Например, слово: ручка. Ручкой можно писать, рисовать, на неё можно дуть, её можно использовать как указку, палочку, скалку для раскатывания пластилина, теста и т.п., её можно превратить в градусник для куклы, мишки, в дирижёрскую палочку, в волшебную палочку, в удочку, и т.д.

слова:

книга

ящик

бревно

кирпич

зеркало

стеклянная банка

пластиковая бутылка

карандаш.

7. «скажи наоборот»

Цель: развитие речи и словесно-логического мышления, расширение кругозора и сообразительности.

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь- …….(низко).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь-……(близко).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты – …….(«храбрец»),

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай- ……(«конец»).

Я тебе говорю слово, а ты мне отвечаешь наоборот,

например: веселый-грустный.

День-……..(ночь)

Гладкий-……(шершавый)

Мягкий-……(твердый)

Белый-……(чёрный)

Храбрый-…….(трусливый)

Лёгкий-……..(тяжелый)

Ленивый-…….(трудолюбивый)

Глупый-………(умный)

Твёрдый-………(мягкий)

Толстый(человек)-…….(худой человек)

Толстый(портфель)-……… тонкий(портфель)

Пустой-……..(полный)

Красивый-……..(безобразный)

Быстрый-………(медленный)

Весёлый-…….грустный

8.быль или небыль?

Игра по типу «съедобное - несъедобное»

Для игры нужен мяч или мягкая игрушка.

Вы называете ребенку какую-то ситуацию, а он должен поймать мяч или игрушку, если это быль. Если это небыль игрушку ловить не надо. Например: «дорожка идёт по мальчику.» такое не бывает, значит, игрушку не ловим.

Ветер качает деревья.

Деревья пришли в магазин.

Курица играет на скрипке.

Рисунок рисует девочку.

Цветы водят хоровод.

Рыба поет песни.

Папа пришёл с работы.

Корова сварила обед.

Корова жует траву.

У мальчика хвостик и он им виляет.

Зимой идет снег.

Летом идет снег.

Ночью светит солнце.

Огурец солёный.

Апельсин солёный.

Шапочка резиновая.

Шапочка стеклянная.

Волк сидит на дереве.

Волк живет в лесу.

Лиса свила гнездо.

Лиса залезла в нору.

Кошка гуляет по крыше.

Кошка варит компот.

Зайчик пришел в школу.

Мальчик пришел в школу.

9.что или кто летает.

Игра аналогична предыдущей. проводится с игрушкой.

Надо ловить, если предмет может летать.

Например: шарик, муха, мяч, самолет, комар, бабочка, жук, вертолет и т.д. – это предметы, которые летают однозначно, но есть предметы которые неоднозначно летают. Например тарелка, обычная не летает, а есть летающая- она летает.  

10.сравнение предметов.

Цель: развитие речи, развитие мыслительной операции, умение находить общие черты у различных предметов.

Сначала надо уточнить у ребенка знает, ли он те предметы , какие будет сравнивать. Спросите, знает ли он что такое столб? Дерево? Сравни : Столб и дерево. Муха и бабочка Дом и избушка Стол и стулья Книга и тетрадь Вода и молоко Топор и молоток Пианино и скрипка Шалость и драка Щекотать и гладить Город и деревня. Ребенок 6-7 лет должен проводить сравнение: выделять черты и сходства и различия, но не по случайным свойствам, а по существенным признакам.(например, если молоток и топор лежат в сарае-это не главная черта сходства, главное, что и молоток и топор являются инструментами.)(упражнение из книги Ильиной М.Н.)

11.Назови профессию.

Кто лечит людей?(врач, доктор)

Кто делает мебель?(столяр, плотник)

Кто красит стены?(маляр)

Кто печёт торты? (кондитер)

Кто стрижёт волосы и делает прически?(парикмахер)

Кто строит дом?(строитель)

Кто лечит животных?(ветеринар)

Кто добывает уголь?(шахтер)

Кто куёт железо? (кузнец)

Кто выращивает деревья?(садовод)

Кто пишет книги?(писатель)

Кто сочиняет стихи?(поэт)

Кто управляет оркестром?(дирижёр)

Кто разносит письма и газеты? (почтальон)

Кто шьёт одежду?(портной, портниха)

Кто рисует картины?(художник)

Кто продает товары?(продавец)

Кто подметает двор?(дворник)

Кто чинит обувь?(сапожник)

Кто готовит еду?(повар)

12.объясни, что значит эта фраза?

Работать, засучив рукава - работать старательно, быстро и хорошо. Золотые руки-…….

Золотые волосы-….

Злая зима-….

Бить баклуши-…

После дождичка в четверг-….

Волк в овечьей шкуре-…..

Летать в облаках-…….

Душа в пятки-…….

Зарубить себе на носу-…..

Из мухи делать слона-…

На краю земли-…

На седьмом небе-…

Съесть пуд соли-…..

Скатертью дорога-….

13. во что превратятся предметы?

Стул без спинки-……(табурет)

Стол без ножек-…..

Чашка без ручки-….

Окно без стекла-…..

Кепка без козырька-….

Кофта без рукавов-…

Снеговик без холода-…..

Мороженое без холодильника-…..

Дерево без веток-……

Спички без серы-…..

Диван без спинки-…..

Телевизор без электричества-…..

Карандаш без грифеля-……

Всадник без лошади-……

Подушка без перьев-…..

14. объясни смысл пословиц.

                 Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

Варианты: 1чтобы хорошо жить, надо трудиться.

2.в пруду нет рыбы.

3.хочешь идти на рыбалку , не забудь удочку.

                       Не зная броду, не суйся в воду.

Варианты:

1.хочешь искупаться – ищи мелкое место.

2.сначала подумай, потом дело делай.

3.не берись за тяжёлую работу без помощников.

                      Хочешь есть калачи-не сиди на печи.

Варианты:

1.после работы нужен отдых.

2.чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.

3.лёжа вредно есть.

                    Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.

Варианты:

1.высоко не прыгай, можно больно удариться.

2.перед прыжком следует хорошо разбежаться.

3.не хвастай о деле наперед.

                За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Варианты:

1.за зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки.

2.два дела сделать – лучше, чем одно.

3.хорошо сделать два дела вместе – очень тяжело.

                       Семь раз отмерь –один раз отрежь.

варианты:

1.сними мерку, потом разрезай ткань.

2. очень хорошо подумай, прежде чем делать что-то серьёзное. 3.сложенную ткань легче резать.   

15.отгадывание загадок.

Загадки.