Контактный телефон:
+7-953-733-09-81
![]() мы рады приветствовать, Вас, на нашем сайте! Новости
21.08.2021
Логопед, учитель-дефектолог консультирует онлайн, по скайпу, WhatsApp, Viber. Также можете задать свои вопросы по эл.почте или в сообщениях перечисленных мессенджеров. тел.8-953-733-09-81
|
Развитие речи. игры и упражнения.Главная / игры для развития детей / Развитие речи. игры и упражнения.
развитие речи и словесно-логического мышления. игры и упражнения для дошкольников и младших школьников. 1.подбери по смыслу.
Цель: развитие словесно-логического мышления, развитие речи. К каждому слову(картинке) ты должен подобрать подходящее по смыслу. Затем составь предложение с этими словами.
Например: платье - девочка(женщина, мама, тётя, бабушка, кукла). Мама купила красивое платье.
Гвоздь-_______________ плита-_______________ Машина-_____________ стол-__________________ Клей-_________________ полка-_________________ Дерево-_______________ банка-_________________ Лифт-_________________ удочка-________________ Весы-_________________ ножницы-______________ Поезд-________________ вешалка-_______________ Карандаш-_____________ иголка-_________________ Лопата-_______________ очки-___________________ 2.четвертый лишний.
Цель: развитие речи и словесно-логического мышления. обучение классификации предметов и исключению лишнего, увеличение словарного запаса.
1 вариант (с картинками). Для игры надо приготовить картинки. 3 картинки объединены общим признаком (цвет, начинаются на одну букву, и т.п.) или относятся к одной группе предметов. Посмотри на картинки. Какая лишняя и почему? (здесь лишняя-телефон, т.к. остальные картинки начинаются с буквы "Л", а телефон с буквы "Т".)
2 вариант( для детей с 6 лет) Послушай слова и скажи, какое слово лишнее и почему? Зима, весна, август, осень. Кукла, машина, шоколад, мячик. Молоток, удочка, пила, отвертка. Бабочка, волк, жук, паук. Ворона, синица, лиса, сорока. Воробей, сова, трясогузка, курица. Хлеб, сыр, кекс, булка. Чай. Молоко, сок, сметана. Конфета, торт, сок, шоколад. Какао, чай, кисель, суп. И т.д.
3.классификация предметов по группам.
Цель: развитие словесно-логического мышления, речи, умение объединять предметы в группы.
Называем ребенку предметы, а он называет группу. Например: Волк, лиса, заяц, медведь, барсук, ёж, сурок, крот- это………(дикие животные, звери, лесные животные)
Корова, лошадь, коза, свинья, овца, осёл, баран, кошка, собака, хомяк-это…… Футбол, хоккей, теннис, шахматы, лапта, баскетбол, -это……. Торт, кекс, булка, плюшка-это………. Конфета, леденец, карамелька, мармелад, шоколад-это……… . Морковь, картофель, свекла, лук, кабачок, баклажан, перец-это……. Тюльпан, мак, ромашка, колокольчик, лилия, роза-это…….. И т.д. 4.кто больше знает предметов из группы……? Назови как можно больше предметов из группы: 1.домашние животные. 2.профессии. 3.дикие животные. 4.зимующие птицы. 5.перелетные птицы. 6.мебель. 7.одежда. 8.обувь 9.головные уборы. И т.д. все группы предметов.
5.расскажи инопланетянину. цель:развитие речи, активизация словаря, развитие словесно-логического мышления.
Представь себе, что к нам пришел инопланетянин, он не знает наши обычаи, не знает, какие есть у нас предметы и как их можно использовать. для чего они, не знает ничего! Постарайся ему объяснить, что обозначает это слово. Далее предлагаем ребенку слова: гвоздь, стол, телефон, книга, звонок, зонтик, мех, машина, велосипед, шляпа, ботинки, шкура, письмо, прищепка, враг, друг, герой, трус, газета, журнал и т.д. Помогаем ребенку наводящими вопросами.
6. придумай, как можно использовать предмет?
Надо найти как можно больше вариантов использования какого-нибудь предмета. Например, слово: ручка. Ручкой можно писать, рисовать, на неё можно дуть, её можно использовать как указку, палочку, скалку для раскатывания пластилина, теста и т.п., её можно превратить в градусник для куклы, мишки, в дирижёрскую палочку, в волшебную палочку, в удочку, и т.д. слова: книга ящик бревно кирпич зеркало стеклянная банка пластиковая бутылка карандаш.
7. «скажи наоборот»
Цель: развитие речи и словесно-логического мышления, расширение кругозора и сообразительности.
Скажу я слово «высоко», А ты ответишь- …….(низко). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь-……(близко). Скажу тебе я слово «трус» Ответишь ты – …….(«храбрец»), Теперь «начало» я скажу, Ну, отвечай- ……(«конец»). Я тебе говорю слово, а ты мне отвечаешь наоборот, например: веселый-грустный. День-……..(ночь) Гладкий-……(шершавый) Мягкий-……(твердый) Белый-……(чёрный) Храбрый-…….(трусливый) Лёгкий-……..(тяжелый) Ленивый-…….(трудолюбивый) Глупый-………(умный) Твёрдый-………(мягкий) Толстый(человек)-…….(худой человек) Толстый(портфель)-……… тонкий(портфель) Пустой-……..(полный) Красивый-……..(безобразный) Быстрый-………(медленный) Весёлый-…….грустный
8.быль или небыль? Игра по типу «съедобное - несъедобное»
Для игры нужен мяч или мягкая игрушка. Вы называете ребенку какую-то ситуацию, а он должен поймать мяч или игрушку, если это быль. Если это небыль игрушку ловить не надо. Например: «дорожка идёт по мальчику.» такое не бывает, значит, игрушку не ловим. Ветер качает деревья. Деревья пришли в магазин. Курица играет на скрипке. Рисунок рисует девочку. Цветы водят хоровод. Рыба поет песни. Папа пришёл с работы. Корова сварила обед. Корова жует траву. У мальчика хвостик и он им виляет. Зимой идет снег. Летом идет снег. Ночью светит солнце. Огурец солёный. Апельсин солёный. Шапочка резиновая. Шапочка стеклянная. Волк сидит на дереве. Волк живет в лесу. Лиса свила гнездо. Лиса залезла в нору. Кошка гуляет по крыше. Кошка варит компот. Зайчик пришел в школу. Мальчик пришел в школу.
9.что или кто летает.
Игра аналогична предыдущей. проводится с игрушкой. Надо ловить, если предмет может летать. Например: шарик, муха, мяч, самолет, комар, бабочка, жук, вертолет и т.д. – это предметы, которые летают однозначно, но есть предметы которые неоднозначно летают. Например тарелка, обычная не летает, а есть летающая- она летает.
10.сравнение предметов.
Цель: развитие речи, развитие мыслительной операции, умение находить общие черты у различных предметов. Сначала надо уточнить у ребенка знает, ли он те предметы , какие будет сравнивать. Спросите, знает ли он что такое столб? Дерево? Сравни : Столб и дерево. Муха и бабочка Дом и избушка Стол и стулья Книга и тетрадь Вода и молоко Топор и молоток Пианино и скрипка Шалость и драка Щекотать и гладить Город и деревня. Ребенок 6-7 лет должен проводить сравнение: выделять черты и сходства и различия, но не по случайным свойствам, а по существенным признакам.(например, если молоток и топор лежат в сарае-это не главная черта сходства, главное, что и молоток и топор являются инструментами.)(упражнение из книги Ильиной М.Н.)
11.Назови профессию.
Кто лечит людей?(врач, доктор) Кто делает мебель?(столяр, плотник) Кто красит стены?(маляр) Кто печёт торты? (кондитер) Кто стрижёт волосы и делает прически?(парикмахер) Кто строит дом?(строитель) Кто лечит животных?(ветеринар) Кто добывает уголь?(шахтер) Кто куёт железо? (кузнец) Кто выращивает деревья?(садовод) Кто пишет книги?(писатель) Кто сочиняет стихи?(поэт) Кто управляет оркестром?(дирижёр) Кто разносит письма и газеты? (почтальон) Кто шьёт одежду?(портной, портниха) Кто рисует картины?(художник) Кто продает товары?(продавец) Кто подметает двор?(дворник) Кто чинит обувь?(сапожник) Кто готовит еду?(повар)
12.объясни, что значит эта фраза?
Работать, засучив рукава - работать старательно, быстро и хорошо. Золотые руки-……. Золотые волосы-…. Злая зима-…. Бить баклуши-… После дождичка в четверг-…. Волк в овечьей шкуре-….. Летать в облаках-……. Душа в пятки-……. Зарубить себе на носу-….. Из мухи делать слона-… На краю земли-… На седьмом небе-… Съесть пуд соли-….. Скатертью дорога-….
13. во что превратятся предметы?
Стул без спинки-……(табурет) Стол без ножек-….. Чашка без ручки-…. Окно без стекла-….. Кепка без козырька-…. Кофта без рукавов-… Снеговик без холода-….. Мороженое без холодильника-….. Дерево без веток-…… Спички без серы-….. Диван без спинки-….. Телевизор без электричества-….. Карандаш без грифеля-…… Всадник без лошади-…… Подушка без перьев-…..
14. объясни смысл пословиц.
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда. Варианты: 1чтобы хорошо жить, надо трудиться. 2.в пруду нет рыбы. 3.хочешь идти на рыбалку , не забудь удочку.
Не зная броду, не суйся в воду. Варианты: 1.хочешь искупаться – ищи мелкое место. 2.сначала подумай, потом дело делай. 3.не берись за тяжёлую работу без помощников.
Хочешь есть калачи-не сиди на печи. Варианты: 1.после работы нужен отдых. 2.чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться. 3.лёжа вредно есть.
Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь. Варианты: 1.высоко не прыгай, можно больно удариться. 2.перед прыжком следует хорошо разбежаться. 3.не хвастай о деле наперед.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Варианты: 1.за зайцами лучше не бегать, для этого есть собаки. 2.два дела сделать – лучше, чем одно. 3.хорошо сделать два дела вместе – очень тяжело.
Семь раз отмерь –один раз отрежь. варианты: 1.сними мерку, потом разрезай ткань. 2. очень хорошо подумай, прежде чем делать что-то серьёзное. 3.сложенную ткань легче резать. 15.отгадывание загадок.
|